Следить за новостями:

Типичные случаи неправомерного поведения должностных лиц.

 Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

ТИПИЧНЫЕ СЛУЧАИ

неправомерного поведения должностных лиц,

замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Красноуфимское управление агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области

в отношениях с гражданами и организациями, об ответственности за такое поведение и способах защиты граждан и организаций от такого поведения

 

 

 

 

 

г. Красноуфимск

2016

 

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон              № 273-ФЗ) "КОРРУПЦИЯ – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами", а также "совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица".

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ"ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ–деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений".

Под конфликтом интересов в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ понимается "ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)". Под личной заинтересованностью понимается "возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Красноуфимское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее – Красноуфимское управление АПКиП) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сферах агропромышленного комплекса Свердловской области (включая животноводство, растениеводство, мелиорацию, плодородие почв, развитие сельскохозяйственных рынков, устойчивое развитие сельских территорий), а также осуществляющим реализацию в указанных сферах государственной политики Свердловской области и (или) единой государственной политики Российской Федерации. 

Красноуфимское управление АПКиП является территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сферах территориального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

Исходя из вышеуказанных полномочий, наиболее вероятны (типичны) следующие случаи неправомерного поведения должностных лиц, замещающих государственные должности Свердловской области и должности государственной гражданской службы Свердловской области в Красноуфимском управлении АПКиП (далее – Управление):

 

1. Ситуации, связанные с оказанием государственных услуг:

в сфере государственного технического надзора:

-по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачи на них государственных регистрационных знаков;

-по приему экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста);

 

Описание ситуации

Государственный гражданский служащий при оказании государственной услуги:

предпринимает действия (бездействие), направленные на вымогательство взятки либо посредничество во взятке;

в интересах третьих лиц использует должностное положение для сокращения сроков проведения её процедуры, либо для лоббирования интересов заявителя.

 

Меры, предпринимаемые гражданами или представителями юридических лиц, по предотвращению (урегулированию) ситуации:

уведомление руководителя Управления о коррупционном поведении государственного гражданского служащего (в письменной форме либо в электронной форме через официальный сайт Красноуфимского управления АПКиП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": раздела "Противодействие коррупции";

сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего по номеру: 8(34394) 2-31-05;

сообщение по телефону по вопросам антикоррупционного просвещения, в кадровую службу Управления с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 местного времени: (34394) 2-02-85;

сообщение по электронной почте по адресу: uship-kruf@yandex.ru.;                                                                                                                                                         сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего в правоохранительные органы либо в прокуратуру.

 

Комментарий

Под взяткой понимаются принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Действия должностного лица квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Вымогательство взятки – это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24).

 

Слова и выражения должностного лица, которые могут быть восприняты гражданином или представителем юридического лица (организации) как просьба (намек) о даче взятки:

"договоримся";

"ну что делать будем?";

"вопрос решить трудно, но можно"; 

"спасибо на хлеб не намажешь";

"нужно обсудить параметры";

"нужны более веские аргументы" и т.п.

 

Действия должностных лиц, которые могут восприниматься гражданами или представителями юридических лиц (организаций) как согласие принять взятку:

родственники служащего (работника) устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

родственники служащего (работника) соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего (работника) и т.п.

 

2. Ситуация, связанная с осуществлением государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.

 

Описание ситуации.

Государственный гражданский служащий при осуществлении территориального государственного надзора в сферах технического состояния самоходных машин и других видов техники:

требует представить документы, не имеющие отношения к проверке и отсутствующие у проверяемого лица;

обсуждает с проверяемым лицом вопрос о количестве составляемых протоколов об административном правонарушении в зависимости от размеров предполагаемых административных штрафов.

 

Меры, предпринимаемые гражданами или представителями юридических лиц, по предотвращению (урегулированию) ситуации:

уведомление руководителя Управления о коррупционном поведении государственного гражданского служащего (в письменной форме либо в электронной форме через официальный сайт Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" раздела "Противодействие коррупции";

сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего по номеру: 8(34394) 2-31-05;

сообщение по телефону по вопросам антикоррупционного просвещения в кадровую службу Управления с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 местного времени: (34394) 2-02-85;

сообщение по электронной почте по адресу: uship-kruf@yandex.ru.;                                                                                                                                                         сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего в правоохранительные органы либо в прокуратуру.

3. Ситуация, связанная с проведением закупок для государственных нужд (государственного заказа).

 

Описание ситуации.

Государственный гражданский служащий:

при проведении мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков скрывает факты, имеющие значение для объективного проведения проверок, либо использует их результаты в личных целях;

при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в личных интересах либо в интересах третьих лиц необоснованно дискриминирует участников закупок при проведении процедур определения поставщиков.

 

Меры, предпринимаемые гражданами или представителями юридических лиц, по предотвращению (урегулированию) ситуации:

уведомление руководителя Управления о коррупционном поведении государственного гражданского служащего (в письменной форме либо в электронной форме через официальный сайт Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" раздела "Противодействие коррупции";

сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего по номеру: 8(34394) 2-31-05;

сообщение по телефону по вопросам антикоррупционного просвещения в кадровую службу Управления с понедельника по пятницу с 08.00 до 17.00 местного времени: (34394) 2-02-85;

сообщение по электронной почте по адресу: uship-kruf@yandex.ru.;                                                                                                                                                         сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего в правоохранительные органы либо в прокуратуру.                           Задействовать общественные объединения и объединения юридических лиц для осуществления мероприятий по Общественному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

Комментарий

В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

1. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее – общественный контроль). Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

2. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

3. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

5. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

 

Предполагаемые действия граждан, представителей юридических лиц (организаций) при возникновении проявлений коррупции со стороны государственных гражданских служащих

          1. Вести себя вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться должностным лицом (взятковымогателем) как готовность дать взятку.

2. Внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов, иные выгоды и т.п.).

3. Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить потенциальному нарушителю антикоррупционного законодательства (взяткополучателю) "выговориться", сообщить Вам как можно больше информации.

4. При наличии возможности постараться произвести аудиозапись предложения о вымогательстве взятки либо ином противоправном деянии.

 


 
 
Закрыть слой Закрыть

Карта органов государственной власти